воскресенье, 07 декабря 2008
О существовании книги "Клуб Дюма или Тень Ришелье" (Артуро Перес Реверте) я узнала совершенно случайно. По не в меру краткому отзыву, было понятно лишь то, что там фигурируют "роковые числа" и имеется в наличии какая-то тайна. Все же в большей степени меня заинтересовало название произведения, так как я с детства являюсь поклонницей творчества Дюма-отца и серии "Мушкетеров" в частности (кстати, в книге дается полный список произведений писателя, и после того, как я подобрала челюсть, мне стало немножко стыдно - я, оказывается, прочитала лишь самые известные, впрочем, есть к чему стремится).
После того, как я закончила читать книгу, также случайно выяснилось, что когда-то очень давно по ней был снят фильм. И как ни странно, главную роль играет Джонни Депп. Честно говоря, я этот фильм видела когда-то в детстве, но ничегошеньки не помню. Потому и решила повременить с отзывом на книгу и сначала познакомиться с фильмом.
Дальше сравнение книги и фильма, некоторое раскрытие сюжета и прочие домыслы.
Как говорится в аннотации - это книга о мире книг (прости за тавтологию), герои которой "отдают предпочтение романам «плаща и шпаги», другие – детективам, третьи пытаются разгадать тайны, скрытые в трудах по демонологии". И все эти три жанра встречаются в этой одной.
Начинается все тривиально для любых детективов - с убийства. Точнее, самоубийства. Любитель романов-фельетонов, богатый издатель поваренных книг повесился в собственном рабочем кабинете. Кстати, именно за день перед самоубийством, он продает свою гордость и шедевр: рукопись главы из "Трех мушкетеров" - "Анжуйское вино", в которой миледи присылает д'Артаньяну отравленное вино.
Владелец книжного магазина Ла Понте, которому была продана рукопись, просит своего друга, а по совместительству и главного героя, Корсо удостовериться в ее подлинности. тот отправляется к Борису Балкану, известному критику и специалисту по романам-фельетонам. Кстати, именно от лица Бориса и идет весь рассказ.
В то же время Корсо получает еще одно странное, загадочное поручение. Богатый коллекционер книг о Дьяволе Варо Борх просит его взять книгу "Девятые врата в Царство Теней" и сравнить с двумя другими экземплярами, дабы узнать точно, какой из них подлинный.
Такова завязка.
Кстати, в фильме решили намного упросить все дело взяли лишь одну сюжетную линию из двух, конечно, ту, которая по мнению должна интриговать больше - связанную с дьяволом. "Анжуйское вино" просто-напросто выкинули и во многом перевернули сюжет. Варо Борх, например, почему-то становится Борисом, Лиана Теффлер - сектанткой, а Ла Понте убивают. Да и вообще, сделали все помрачней, пострашней и типичным для такого рода фильмов.
Имхо, две сюжетные линии в книге придают ей особый интерес, ведь ошибка Корсо была именно в том, что он все время пытался их связать. А вообще, тут вам и миледи, и человек со шрамом, и загадочный кардинал, который сам оставаясь в тени, тем не менее, кукловидит всеми участниками представления.
Из образов мне лично очень понравился сам Корсо (кто бы сомневался, и в книге, и в фильме), баронесса Унгерн (причем, как в фильме, так и в книге) и Борис (книга).
Кстати, если уж говорить о Дьяволе, которому посвящена одна сюжетная линия, то тут он весьма необычен, стоит только прочитать этот диалог:
– Я ничего не собираюсь воображать. Все мои сведения о том, что дьявол любит, а что презирает, почерпнуты исключительно из литературы: «Потерянный рай», «Божественная комедия» и, разумеется, «Фауст» и «Братья Карамазовы»… – он сделал невнятный, уклончивый жест. – Мой Люцифер – из вторых рук.
– И какого же ты предпочитаешь? Из Данте?
– Нет уж! Слишком ужасен. Слишком средневековый, на мой вкус.
– Тогда Мефистофеля?
– Тоже нет. Слишком лощеный, с замашками лукавого и ловкого адвоката… К тому же я не доверяю тем, кто вечно улыбается.
– А тот, что появляется в «Братьях Карамазовых»?
Корсо сделал вид, что принюхивается, ища, откуда идет дурной запах.
– Мелковат. И вульгарен, как подручный в лавке старьевщика. – Он на миг задумался. –
– А каким ты представляешь себе Люцифера?
– Не знаю. – Охотник за книгами задумался, потом поспешил скроить презрительную и равнодушную гримасу. – Наверно, он угрюмый и молчаливый. Он скучает. – Гримаса сделалась кислой. – Сидит на троне в пустой зале – посреди безлюдного и стылого царствами еще очень однообразного – там никогда ничего не происходит.
Какое то время она смотрела на него, не произнося ни слова.
– Ты удивляешь меня, Корсо, – сказала она наконец с притворным восхищением.
– Почему это? Мильтона всякий может прочесть. Даже я.
Если честно, я так и не разобралась, кто такая Ирэн Адлер. В фильме ее сделали дьяволом во плоти, в книге... так до конца и неизвестно. Но если это так, то вот лично мне такой образ дьявола очень напоминает Прометея. Ведь в сущности, тут дьявол помогает не тому, кто совершает убийства и хочет его вызвать, желая обрести безграничную власть, а человеку, который в сущности в него и не верит, зато ищет... знание. Да, сколько бы Корсо не говорил, что все это ради денег, им движет совсем другое: любопытство, интерес, тайны, загадки. Он бы ни за что не согласился на предложение Варо Борха, если бы его не влекла эта тайна и возможность ее разгадать.
В данном случае дьявол - образ запретного знания, тайны, загадки, выбора, независимости и свободы ("Ученая демонология отождествляет Люцифера с мудростью и знанием. В Книге Бытия дьявол в обличье змеи добивается, чтобы человек, бывший до того тупоумным недотепой, обрел знания и свободу воли, просветление… Вместе со страданиями и сомнениями, которые эти знание и свобода несут в себе", " ...Люцифер, рыцарь свободы, пострадал из-за своей любви к человеку, которому ценой самопожертвования, погубив себя самого, принес знание").
В фильме, к сожалению, это убрали. Тем не менее, он тоже неплох. Скорее, тут получилась даже совсем другая история, которое тоже имеет право на существование (это я после НД и ДД такой лояльной стала к попранию сюжета книг?)))
Да, в книге именно сюжетная линия с главой рукописи до самого конца не была мной разгадана. А вот вторая - быстро (зато в ней других так и неразгаданных вопросов полно).
Ассоциации с книгой: запах библиотеки, шорох пожелтевших страниц, пурпурный бархат мантии, загадочные тени по стенам от огня...
В общем, время было потрачено не зря)Цитаты:Цитаты:
Впрочем, человек никогда точно не знает, что кроется в темных безднах его души какие глупости и нелепости.
Библиофилия – род религии, и это на всю жизнь…
С некоторых пор его реакция на неожиданности сводилась к бесстрастному фатализму – он просто ждал, какой следующий шаг сделает судьба. Благодаря такой отстраненности ему неизменно удавалось избежать роли главного героя
Знать и молчать – правило. А правила надо соблюдать, даже когда расставляешь ловушки, иначе никакой игры не получится.
– Пройдет сотня лет, – пробормотал он, прищурив глаз и рассматривая на просвет одну из страниц, – и почти все, что мы сегодня видим в книжных магазинах, исчезнет. А вот эти тома, напечатанные двести или даже пятьсот лет назад, будут пребывать в целости и сохранности… Ведь нынче у нас такие же книги, каков и сам наш мир, – каких мы и заслуживаем… Правда, Пабло?
– Дерьмовые книги на дерьмовой бумаге.
У каждого из нас свой Минотавр и свой лабиринт. Их сотворяет наше собственное воображение, и они держат нас в страхе.
Ведь сколько ни направляй коня в нужную сторону, неизбежное обязательно будет поджидать тебя у ворот ближайшего Самарканда: сидит себе там твоя судьба да чистит ногти венецианским кинжалом или шотландским штыком.
– Я не люблю подарков, – хмуро буркнул Корсо. – Было дело, кое кто принял в дар деревянного коня. На этикетке стояло: ахейская ручная работа. Те идиоты и обрадовались.
– И что, диссидентов там не водилось?
– Только один – со своими детьми. Но из моря повылезли какие то твари, и получилась великолепная скульптурная группа. Если я правильно помню, эллинистическая. Родосская школа. В ту пору боги были слишком пристрастны.
– Они были такими всегда. – Девушка смотрела на мутную воду, будто река несла с собой воспоминания. Корсо увидел задумчивую и вялую улыбку на ее губах. – Я никогда не знала ни одного беспристрастного бога. Или дьявола.
Кому интересны только книги, тому никто не нужен.
– Что за мир, – бросил Корсо, – даже Люцифер должен идти на хитрости.
– А как же! Сами знаете, нынче предметом мошенничества становится все что угодно – даже душа. И клиенты дьявола норовят ускользнуть, не выполнив условий договора. Сатане это, разумеется, надоело.
Эти книги открыли нам литературу, не навязывая догм и ложных правил. Они – воистину наша общая родина; они не о том, что человек видит, а о том, о чем он мечтает.
Ведь есть исключения, основанные на правилах.
Victa iacet Virtus
@темы:
Кино,
Книги,
Цитаты